1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Кратко о речевом развитии ребенка
2 года
– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.
4 года
– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 -6 лет
– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми нарушениями
Общие рекомендации:
- Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу.
- Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
- Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
- Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
- Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
- Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
- Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
- Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
- Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя -дефектолога, ребенка и родителей.
- Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
- 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
- 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
- 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
- 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога.
Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Рекомендации учителю по работе с учащимися в соответствии с психо-физиологическими особенностями
особенности |
рекомендации |
Опора на зрительную память (Не развита слуховая память) |
При объяснении материала использовать наглядную информацию, новый материал легче усваивается при опоре на предметный мир. В ходе объяснения сложного материала предлагать яркие зрительные образы. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы. |
Опора на слуховую память (Не развита зрительная память) |
Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования. |
И зрительная, и слуховая память развиты на среднем уровне |
Важна пантомимика учителя; место его расположения (должен передвигаться), важны эмоциональная и интонационная составляющие речи учителя. |
И зрительная, и слуховая память - на низком уровне |
При объяснении материала использовать наглядную информацию. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы. Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования. |
Замедленное вхождение в деятельность |
Не торопить, давать время на повторение или начинать урок с воспоминания прошлой темы. Увлекать, подбирать интересный материал, соответствующий теме урока. |
Высокая утомляемость |
Предоставлять дополнительные возможности для отдыха (перерывы, игры…) |
Снижена внимательность |
Исключить негативные оценки при всём классе за фронтальные опросы; Давать дополнительное время для выполнения заданий (после уроков); Разряжать напряжение («помощь друга» у доски); Заранее предупреждать об опросе (когда спросят её); Материал осваивать вперёд (дома). |
Низкий темп деятельности |
Поддерживать интерес ученика. При незаконченности работы на уроке давать дополнительное время на перемене или после уроков для его завершения. Снижать темп опроса, давать время на обдумывание. Работа в малых группах со схожим темпом деятельности и с меньшим и по объёму заданиями. |
Высокий темп деятельности |
Привлекать помощником к ребятам, которым нужна помощь (в нахождении ошибок, пропусков букв и т.п.) |