Советы учителя-дефектолога

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

 

Кратко о речевом развитии ребенка

2 года

– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

4 года

– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 -6 лет

– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

7 лет

– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

 

Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми нарушениями

Общие рекомендации:

  • Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу.
  • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
  • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя -дефектолога, ребенка и родителей.
  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
  • 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
  • 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
  • 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога.

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

 


 

Рекомендации учителю по работе с учащимися в соответствии с психо-физиологическими особенностями

особенности

рекомендации

Опора на зрительную память (Не развита слуховая память)

При объяснении материала использовать наглядную информацию, новый материал легче усваивается при опоре на предметный мир. В ходе объяснения сложного материала предлагать яркие зрительные образы. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы.

Опора на слуховую память (Не развита зрительная память)

Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования.

И зрительная, и слуховая память развиты на среднем уровне

Важна пантомимика учителя; место его расположения (должен передвигаться), важны эмоциональная и интонационная составляющие речи учителя.

И зрительная, и слуховая память - на низком уровне

При объяснении материала использовать наглядную информацию. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы. Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования.

Замедленное вхождение в деятельность

Не торопить, давать время на повторение или начинать урок с воспоминания прошлой темы. Увлекать, подбирать интересный материал, соответствующий теме урока.

Высокая утомляемость

Предоставлять дополнительные возможности для отдыха (перерывы, игры…)

Снижена внимательность

Исключить негативные оценки при всём классе за фронтальные опросы;

Давать дополнительное время для выполнения заданий (после уроков);

Разряжать напряжение («помощь друга» у доски); Заранее предупреждать об опросе (когда спросят её); Материал осваивать вперёд (дома).

Низкий темп деятельности

Поддерживать интерес ученика. При незаконченности работы на уроке давать дополнительное время на перемене или после уроков для его завершения. Снижать темп опроса, давать время на обдумывание. Работа в малых группах со схожим темпом деятельности и с меньшим и по объёму заданиями.

Высокий темп деятельности

Привлекать помощником к ребятам, которым нужна помощь (в нахождении ошибок, пропусков букв и т.п.)

 

поделиться в: